Общепринятая версия происхождения тайского массажа – создание его доктором Дживака, которого предания описывают как известного целителя, приближённого к самому индийскому царю. Более того, если верить легендам, Дживака был другом самого Будды.
Доктор Дживака считал, что все болезни человека происходят от неправильно текущих в теле потоков энергии и если привести их в нужное направление, то болезни исчезнут. Стимулировать же движение энергии по правильным линиям можно с помощью специальной «подстройки» тела.
Он заложил главные принципы, которые легли в фундамент нового метода лечения, состоящего из элементов йоги, проработки энергетических линий и стимулирования активных точек на теле.
Таиланд – родина двух существенно отличающихся техник лечения. Более древняя, традиционная, базирующаяся на ранних тайских верованиях, часто именуется деревенской. И относительно новая и сложившаяся из традиций не только Таиланда, но и Китая, Индии, мусульманских и даже европейских стран – королевской.
Деревенская терапия – это «тайные знания». Они передаются только избранным. Причём передаются или на словах, или при помощи немногочисленных древних рукописей, сделанных ещё во времена, когда в Таиланде не существовало буддизма и медицинские традиции не были связана с индийскими. Из-за преимущественно устного способа передачи знаний терапевтические методики имеют много различий даже в пределах одной области.
Королевская система лечения возникла при дворе и стала суперпозицией медицинских традиций многих стран, однако на фоне разных культурных влияний всё же прослеживается доминирование учения Аюрведа. Первые известные медицинские трактаты Таиланда («Манускрипты болезней и фармацевтики» Короля Нарай) отражают элементы традиционных индийских методик лечения, однако написаны они значительно позже появления в Таиланде буддизма, поэтому проследить по ним ход преобразования тайской системы медицинских знаний невозможно.
Деревенская и королевская традиции дали толчок к развитию двух основных систем тайского массажа. Сегодня обучение мастеров массажа проводится в сложной системе учреждений, среди которых и крупные, которые по статусу можно приравнять к университетам, и небольшие семейные школы в деревнях. Однако их все можно разделить по критерию следования традициям одной из двух школ – северной и южной.
Своеобразным центром южного стиля можно считать традиционный тайский массаж Wat Po. Его мастеров в столице Таиланда готовит Королевская школа Медицины и массажа. В противовес ей, в городе Чианг Май, который является главным городом Севера, выпускают мастеров северного стиля древнего массажа Nuad Bo-Rarn. В Чианг Майе существует несколько школ, двери которых открыты не только для тайцев, но и для иностранных граждан.
Южный стиль тайского массажа
Историческим центром и сердцем королевской школы является храм Wat Po в Бангкоке. Он построен в XVI в. – ещё раньше, чем сама столица Таиланда. Жившие в нём буддийские монахи создали нечто, наподобие хранилища традиционных знаний, собрав медицинскую библиотеку и практикуя традиционные методики. Он остаётся сердцем и сегодня – в храме находится государственный центр, миссия которого состоит в сохранении традиций и преподавании народных методик лечения.
Центральной задачей мастеров южной школы является воздействие на энергетические линии тела. Меридианы прорабатываются в несколько этапов. Сначала мягкими движениями тело готовится к более сильному воздействию, а потом последовательно проходятся все линии сен, начиная со стоп. Кроме проработки меридианов, обрабатываются мышцы и суставы.
Массажист работает пальцами и ладонями, а на этапе, когда требуется сильное воздействие, используются и ступни. Сначала энергетические меридианы продавливаются большими пальцами (работа идёт одновременно двумя руками), а потом проглаживаются ладонями. По мере разогревания тела интенсивность движений массажиста увеличивается. Большие мышцы прорабатываются ногами. После надавливаний и сильных проглаживаний ладонями следуют вытягивания и скручивания. Во время сеанса южного массажа работа ведётся в 5 разных положениях. Последовательно открываются для массажа все части тела – сначала живот, потом спина, бока. После этого прорабатываются голова и шея в положении сидя, а заканчивается массаж воздействием на стопы, при котором клиент лежит на спине.
Северный стиль тайского массажа
Северный массаж, по сравнению с южным, можно назвать более мягким, хотя по абсолютным меркам и тот, и другой являются техниками интенсивного воздействия. В этом стиле значительно больше растяжек, скруток и работы с ногами. Многие элементы напоминают йогические асаны, а саму технику иногда называют «йогой для ленивых». Линии сен также прорабатываются большими пальцами, но движения производятся не одновременно двумя руками, а поочерёдно.
Изначально северной традиции массажа обучали только в госпителе, который носит имя легендарного Дживако Кумарпая. Сейчас в северной столице Таиланда существует несколько школ, в том числе совсем небольших. Также обучение можно пройти у частного преподавателя.
Несмотря на большую силу движений в техниках тайского массажа, мастер делает его чувствительно, приводя клиента в состояние полусна, а на теле не остаётся каких-либо следов, свидетельствующих о его травматичности.
Основные отличия стилей
Общими в обоих стилях являются техники надавливания, идеология воздействия на энергетические линии и большая сила воздействия. Однако несмотря на сходство, они имеют и много существенных отличий, по которым, собственно, можно отнести их к разным школам.
Одной из таких характерных черт является техника воздействия на ткань. Мастера северной школы начинают и заканчивают массаж мягкими движениями, как бы разогревая тело к середине сеанса, а потом возвращая его в исходное состояние лёгкими и расслабляющими поглаживаниями. Проработка начинается с несильного надавливания большими пальцами, а сеанс предусматривает большое количество растяжек и скруток.
Южная школа практикует более жёсткую технику и часто выделяется какой-либо конкретный меридиан для воздействия. Во время сеанса пациент может ощущать дискомфорт и даже боль.
Именно большая мягкость северного массажа делает его более популярным за пределами страны, однако южная техника также предусматривает высокую чувствительность и внимание мастера к ощущениям пациента, поэтому, вопреки ожиданиям, массаж не оставляет на теле синяков.
Несмотря на более глубокие таиландские корни северной школы, обе техники впоследствии развивались в лоне буддизма, поэтому всех мастеров объединяет искренняя доброжелательность к пациенту и стремление установить связь с его физическим и психологическим состояниями. Тайский массаж считается одним из путей достижения счастья, условием которого в буддизме есть нахождение в четырёх божественных состояниях, относящихся к сознанию. Сеанс считается целебным не только для пациента, но и для мастера, если выполнено условие максимального единства с пациентом и направленности на достижение божественных состояний.
Тайский массаж тайскому массажу рознь. Есть очень много разновидностей и стилей тайского массажа. Основа: это работа по точкам и линиям, а также всякие растягивания и скручивания. По сути тайский это не массаж в привычном нам европейском понимании. Это пассивная гимнастика йога. Клиент лежит, а массажист помогает ему выполнять разные позы йоги. Кстати мало кто знает, что в Таиланде есть тайская йога (она тоже отличается от индийской). Вот и получается, что массажист делает клиенту не массаж, а тайскую йогу:)
Еще есть королевкий массаж — это массаж в четыре руки. Советую попробовать. Когда массаж делают одновременно два человека, движения у них синхронизированы, они одновременно делают нажимы, растягивают, вытягивают… ощущения просто супер.
Школы школами, все равно, у тайского массажа основа одна. Во первых один основатель (доктор Шиваго). Во вторых, аутентичный тайский массаж неразрывно связан с буддизмом. Не важно где учился тайский массажист, в школе или у какого то учителя. Все тайские массажисты должны относится к своему клиенту с любовью и делать массаж в состоянии любви.
Если идти еще глубже есть четыре основы: Метта, Каруна, Мудита, Упекха.
Метта — присоединение к клиенту и искреннее желание сделать во время массажа ему лучше, чем было до этого. Попросту говоря, это безусловная любовь ко всем.
Каруна — чувствование состояния клиента, как психического, таки и физического и духовного.
Мудита — у мастера нет зависти, он способен радоваться за других. Нет плохих и хороших людей, у каждого человека свой путь и свои уроки в жизни.
Упекха — или принятие. Каждого человека принимать таким, каким он есть, без социальных обусловленностей. Каждый человек имеет право быть собой, а другие быть другими. Это свобода воли и выбора каждого.
Все принципы связаны между собой и перетекают друг в друга.
Была в Таиланде в разных салонах тайского массажа. Даже в одном и том же салоне разные массажисты делают по разному. Конечно в общем все схоже. Но какие то отдельные движения реально отличаются. А у некоторых такое впечатление, что совсем разные массажы.