Сегодня тайский массаж уже перестал быть экзотической диковинкой. В каждом массажном салоне Вам обязательно предложат несколько видов тайского массажа. В некоторых европейский странах тайский массаж перевели из разряда нетрадиционной медицины в категорию традиционных оздоровительных массажей. Медицинские учреждения и врачи начали назначать сеансы тайского массажа, как терапевтическую процедуру. Откуда такая популярность и быстрое распространение этого вида массажа посмотрим далее.
Массаж с древней историей
Нуад Бо Рарн (с тайского языка – «древний массаж») – это традиционный тайский массаж, который существует уже долгое время и является одной из визитных карточек Таиланда, наряду с тайским боксом и кулинарией.
Однако если исследовать корни этого лечебного массажа и изучать его историю, то окажется, что он возник в Индии. Согласно преданиям, изобрел его врач древности, личный доктор одного из правителей Индии Шиваго (Дживака) Комарапатр. Он практиковал приблизительно 2500 лет назад, во времена Будды Гаутамы, и даже, как считают, был с ним хорошо знаком, ведь работал и в буддийском монашеском ордене Сангха, где применял свою методику. Сегодня книги о Шиваго Комарапатре издаются не только в Индии, но и в близких по духу Камбодже, Таиланде, Мьянме, Шри-Ланке.
Кроме особой техники массажа, доктор Комарапатр отличался знанием лечебных трав и даже минералов, которые он применял для врачевания. Более того, в Таиланде врача почитают едва ли не так же, как европейцы Гиппократа, называя его отцом врачевания. Особые техники излечения с помощью трав, паровых бань, а также с применением ведических знаний, использовались в Сиаме и живы до сих пор в современном Таиланде.
И подобно клятве Гиппократа, тайцы читают особую молитву на языке пали: «Я преклоняюсь перед тобой, сострадающий Дживака…» во время церемонии пуджа (по-тайски – будча). При этом Шиваго Комарапатр рассматривается как символ космического единения и помощи больным.
Учение Нуад Бо Рарн было завезено на территорию современного Таиланда примерно в одно время с буддизмом (II – III вв. до н.э.), поэтому многое в происхождении и причинах техники остается неясным за давностью лет. Про альтернативы учению в Сиаме нам неизвестно. Более определенно можно говорить о влиянии китайских техник, таких как точечный массаж и акупунктура. Хотя ученые до сих пор исследуют эту область знаний. Ведь никаких источников и летописей не осталось: согласно древней индийской традиции, рецепты и методики записывать нельзя, тайные знания передаются устно от мастера ученику.
Одно из упоминаний о тайнах учения было обнаружено в медицинском трактате XVII в. на священном языке пали. Трактат был написан на пальмовых листах с использованием кхмерской письменности и, разумеется, в наше время не сохранился. В отрывках данных материалов, дошедших до нас чудесным образом, много общего с буддийскими священными текстами, ведь и язык, и духовная практика у них похожи. Все более подробные манускрипты были утрачены, когда в XVIII в. (1767 г.) в столицу вторглись бирманские войска с целью ее завоевания. Отдельные сохранившиеся фрагменты из священной книги были высечены в строящемся Храме Лежащего Будды (Ват Пхо) в городе Бангкоке. Его начали строить по приказу короля Рамы III в 1832 г. и стены украсили отдельными фразами из трактата, однако не все они были перенесены на стены точно. Особенно пострадали рисунки и комментарии к ним.
Тем не менее, именно эти источники до сих пор ценятся больше всего в современном изучении истоков тайского массажа. До нас дошло всего 60 рисунков: по тридцать на изображение человека спереди и сзади. Основной областью применения массажной техники являются особые энергетические линии (на тайском языке – «сен»), на которых находятся точки, при давлении на них и происходит излечение.
Представления об анатомии у древних значительно отличаются от современных. Так, например, на схематических изображениях не показаны ребра, позвонки и другие части человеческого скелета. Это неслучайно, потому что точное воспроизведение анатомических подробностей не было самоцелью древних врачей, важнее были духовные основы массажа. Кроме того, профессиональной хирургии на территории Таиланда не было очень долго, а изучение трупов было запрещено по религиозным обычаям.
Рисунки, помещенные на стенах храма, а далее перенесенные в книги, были схематическими, их не стоит рассматривать как анатомически точные пособия. Их прикладное назначение – показать направление и расположение энергетических линий, которые использует массажист.
«Медицинские тексты, которые его величество король Рама III велел запечатлеть в храме в 1832 г.», воспроизводящие те фрагменты утраченных текстов, были опубликованы уже в наше время, 1977 г., Ассоциацией школ традиционной тайской медицины.
Теория тайского массажа
Сип Сен (на тайском языке – «Десять сен») – основные энергетические линии, которые рассматриваются в традиционном тайском массаже. Именно учение о линиях энергии лежит в основе техники лечебной практики, и прежде чем приступать к выполнением действий, необходимо полностью освоить духовную сферу.
Учение о десяти ключевых линиях берет основу в индийской философии йоги. В ней прана (жизненная энергия) входит в человека вместе с вдыхаемым воздухом и со съедаемой пищей. Полученная извне жизненная энергия идет по всему человеческому организму с помощью сети энергетических линий (нади прана). Согласно йогическому учению, линии энергии невидимы, их нельзя исследовать даже с помощью современного оборудования.
Энергия образует словно еще одно тело человека, являясь его «второй оболочкой», наряду с физическим телом. Это тело (пранамайя коша – с санскрита переводится как «оболочка праны», «витальная, жизненная оболочка») представляет собой огромное число энергетических линий, приблизительно 72 тысячи или более. Наиболее важные для здоровья человека точки расположены на десяти из них. Эти точки являются акупрессурными, то есть участвуют в точечном массаже и «отвечают» за конкретные органы или системы организма. С помощью давления на них возможно снять боль или даже излечить болезнь.
Восточная медицина, и вместе с ней тайский массаж, ранее назывались нетрадиционной формой медицины. Однако все больше западных ученых подтверждает оздоровительную и терапевтическую пользу этих процедур. В некоторых европейский странах разновидности тайского массажа уже переведены в формат традиционных методов лечения и оздоровления. В некоторых клиниках тайский массаж прописывают, как форму лечебной процедуры.
Воздействие на больные органы с помощью давления на конкретные точки тела действительно помогает всем. Действенность этой практики доказывают случаи выздоровления или, по меньшей мере, снятия значительных болевых ощущений у миллионов людей, которым пощастливилось испробовать эту замечательную практику.
Согласно йогическому учению, с помощью определенных точек (чакр) человек связан с космосом, по этим линиям ведется взаимообмен энергиями людей и космоса. А болезнь возникает, когда привычный ток энергии нарушается, и человек не получает жизненно важной для себя праны. Тогда восточные врачеватели предлагают не вмешиваться в организм химическими лекарствами, а применить технику массажа с использованием десяти сен. Такая процедура поможет направить поток энергии в человека, восстановить здоровье и хорошее настроение.
Кроме практики Нуад Бо Рарн эта технология используется в близких восточных учениях и техниках, например, в китайской акупунктуре, в японском ши-тцу и т.д. В китайской и последовавшей за ней японской системе основные линии называют меридианами. Появление самих практик также не установлено, но по одной из версий, их корни нужно искать в индийской йоге. Это учение появилось в Китае вместе с основателем дзен-буддизма Бодхидхармой. Но таково мнение европейцев, сами жители Поднебесной предпочитают считать себя первооткрывателями акупунктуры.
Духовная основа массажа
Как можно судить по древней и священной истории тайского массажа, он не считается лишь трудом, за который люди готовы получать деньги. Прежде всего, это особенная духовная практика, подойти к которой может только избранный. Таинство массажа понималось (и понимается) на востоке как бескорыстное несение своей любви людям, или физическое осуществление меты. Этот священный дух и отношение к своей работе как к особому обряду поддерживается в тех профессионалах, которые занимаются тайским массажем.
Долгое время массажу обучали в храмах по всей стране. До настоящего времени особо славится школа Ват Пхо в городе Бангкоке. Она открыта при том самом Храме Лежащего Будды, где и были найдены указания по технике массажа. Светские учебные заведения, в которых студенты изучают массаж, появились относительно недавно.
Для того, чтобы правильно производить массаж, необходимо одновременно медитировать, то есть, проще говоря, заниматься созерцанием мира и размышлением над ним. Вначале прочитывается пуджи (молитва, помогающая настроиться на предстоящий процесс). Работая, такой мастер пытается отдавать всего себя массажу, устремив все помыслы к излечению пациента. Разумеется, это идеализированный пример, современным людям уже не всегда удается войти в такое состояние. В сегодняшнем Таиланде живут всего несколько профессионалов высокого уровня. Все они занимаются буддийскими практиками медитации и посвятили всю свою жизнь религии.
Однако принимая решение заниматься тайским массажем, ученик должен нести ответственность за свое поведение и постоянно вспоминать о том идеале, что необходимо хорошо представлять. Это не пустые слова: практика показывает, что массаж во время медитации и просто массаж, делающийся за деньги, — это совершенно разные вещи. Линии праны не даются тому, кто ленится раскрыть энергию в себе. Лишь тот, кто ведает духовным учением массажа, может исцелять людей, принимать их боль. Без духовного этапа массаж не даст свои результаты, а останется только механическим набором операций.
Тайский массаж на практике
Как мы представляем себе классический массаж, который может прописать европейский доктор своему пациенту? Западный массажист работает в течение нескольких сеансов, каждый из которых длится от 15 до 30 минут. В это время массажист тщательно разминает те части вашего тела, которым требуется лечение, и в результате, добивается состояния физической и эмоциональной легкости. Самостоятельно этого наверняка не добиться в мире, где царят жестокость и агрессия, а человек подвержен перманентному стрессу.
На востоке же совершенно другое отношение к миру. Вместо словосочетания «тайский массаж» можно употреблять «йога-массаж», это отразит сущность процесса. То есть этапу собственно европейского массажа не уделяется внимания, потому что главное здесь – духовный и энергетический контакт. Здесь присутствуют давление на жизненно важные точки, растяжение, упражнения, которые можно сравнить с пассивной хатха-йогой.
Ближайшей «родственницей» тайского массажа на западе является рефлексотерапия. Ни мануальная терапия (хиропрактика), ни физиотерапия, похожие на выбранную область внешне, не приветствуют акупрессуры или работы с энергетическими линиями. Их логика основана на анатомическом строении человека. Рефлексотерапия же тоже уделяет большое внимание энергетическим точкам.
Также на востоке существует лечебный массаж, если человек уже страдает каким-либо заболеванием. Если в европейских странах массажист легко может обучиться этому искусству, то на востоке все обстоит сложнее. Получение дополнительных знаний там до сих пор дозируется строго. Ученик за советом должен обращаться исключительно к своему учителю, информацию он получает устно, а процесс образования затягивается на долгие годы. Если у ученика сложатся хорошие отношения с учителем, то есть шанс, что спустя много лет он сможет практиковать и лечебный массаж.
Ученику (да и пациенту) не стоит забывать, что массаж – это очень важная процедура, подразумевающая серьезное воздействие на организм человека. В его ходе происходит обмен энергиями, а это чрезвычайно важно для восточной культуры. Но не надо считать, что во время тайского массажа никто не получает удовольствия. Как раз наоборот, мастер встретит пациента с доброй улыбкой на лице, а во время сеанса последний сможет расслабиться и получить очень позитивный заряд. Однако если массаж делает непрофессионал, он может привести к самым разным травмам и не дать должного результата.
Одним из наиболее сложных навыков здесь является умение настроиться и подстроиться под чужой организм, возможность чувствовать боль и напряжение другого. Этот навык довольно непросто развить в себе, но без него массаж будет неэффективным. Стоит понимать, что они и те же действия с разными пациентами нужно производить по-разному. Кому-то они дадутся легко, кому-то – с неразвитой гибкостью – сложнее. Всем известно, что тайский массаж – это жесткое искусство, но оно никогда не должно стать испытанием для уже больного человека.
Главная задача классического тайского массажа – привести человека в гармонию со своим внешним и внутренним миром. Для расслабления и тока новой энергии не нужны многократные повторения сеансов, как в европейской практике, на востоке все происходит быстрее и интенсивнее. С медицинской точки зрения, у человека после такой процедуры усиливается подвижность суставов и улучшается тонус сосудов.
Почему это происходит? Это происходит во многом благодаря тому, что мышцы начинают участвовать в правильном распределении жизненной энергии. Увеличивается эластичность мышц (то есть возможность варьировать величину в состоянии покоя и напряжения), которая утрачивается как при постоянной нагрузке, так и при полном ее отсутствии, бездействии мышцы. Боль в суставах всегда сигнализирует человеку о его неправильном «пользовании» той или иной мышцей. Кроме того, боль говорит о старении организма.
Вместе с мышцами (и после них) может страдать и еще одна важная система человека – позвоночник. Неравномерная работа мышц приводит к неправильному развитию позвоночника. Из-за этого могут возникать боли в пояснице, спине, шее, голове. Именно с помощью тайского массажа помогают тому, кто уже отчаялся и устал бороться с хроническими болями. Система, существующая веками, восстановит здоровье быстрее, чем многие современные методики и препараты.
Тайский массаж – это сложный двусторонний процесс, взаимодействие и взаимодополнение пациента и массажиста. Без духовной основы он превращается в обычный комплекс физических упражнений. Упражнения можно выполнять одному дома, на тайский массаж люди идут не только ради выздоровления, но и ради обретения желанной гармонии и прикосновения к важнейшей и недостижимой сфере духа.
Если говорить о стилях, то сегодня различают северный и южный метод тайского массажа. Южный изучают в бангкокском храме Ват Пхо, он основывается на акупунктуре. Массируют на столе, начиная с области живота.
Центр северного стиля массажа – тайский город Чианг Май, в котором существует достаточное количество учебных заведений. Главными считаются Международный институт тайского массажа, школа ITM (International Training Massage School) и Thai Massage School. Массажисты здесь работают на полу, при этом пациент лежит на мате. Проработка тела начинается с ног, далее мастер постепенно продвигается выше и воздействует на пациента с помощью упражнений, растяжений, скручиваний и надавливаний определенного рода. Одежда в этом случае подразумевается легкая, а ступни должны быть открытыми.
Сеанс такого массажа занимает достаточное количество времени – от двух до двух с половиной часов. Но если же вы не обладаете продолжительным временем для посещения массажного салона, вам вовсе не стоит отчаиваться. Помочь уставшему организму могут и за более короткий срок – для этого придется сосредоточиться на ваших болевых точках, максимально полно воздействовать на больные ноги или спину.
Мастер северной школы большее внимание уделяет именно нижним конечностям, которые, согласно верованиям, заключают в себе связь с землей и энергией земли. Для того, чтобы организм человека пришел к гармонии (в частности, верха и низа), необходимо скоординировать распределение энергии в ногах и ее влияние на позвоночник. Работа с ногами, а далее и со всем телом может проводиться в четырех ключевых позициях: лежа на животе, лежа на спине, лежа на боку и сидя. Их выбор зависит от ощущений пациента. В целом же, в этом стиле массажа существует несколько сотен различных действий, которые в совокупности гарантируют исцеление.
Зачем проводится столь сложная и кропотливая работа? Все для того, чтобы освободить энергию человека, направить ее по правильной дороге, а также убрать все помехи, стоящие на пути к здоровью. На определенные точки и линии мастер воздействует пальцами, ладонями, локтями, коленями, ступнями. Одно упражнение должно неспешно сменять другое, так, чтобы пациент не испытывал ни малейшего дискомфорта. Одно из важнейших действий – растяжение, которое приближает этот стиль пассивной хатха-йоге. Движения настоящего мастера должны быть отточены длительными тренировками, плавными, ритмичными, при этом точными и очень сильными. Он не может забывать, что работать придется с любым: прийти может молодой человек и пожилой, тучный и стройный, гибкий и скованный болезнью.
Тайская система Нуад Бо Рарн позволяет не только оздоровить старого и больного, но и – вместе с былой подвижностью суставов — вернуть ему душевную молодость. Ведь, не стоит забывать, что те, кто регулярно занимаются тайским массажем, надолго остаются молодыми и душой, и телом.
Сеанс массажа проходит по следующей схеме. Человек надевает просторную одежду и ложится на специальные маты. Массажист настраивается и интуитивно определяет последовательность приёмов, так как для каждого клиента массаж неповторим.
Начинается процесс массажа с действий, направленных на расслабление. Массажист плавно надавливает на стопы и особые точки на теле, отвечающие за расслабление мышц. Глубокие и плавные движения, совершаемые в непрерывном мягком ритме, расслабляюще действуют на ритм активности мозга клиента. Поскольку на стопах находится множество точек, связанных с внутренними органами, правильное воздействие на них способно оказывать влияние и на эти органы. Влияние осуществляется через мозг, так как воздействие на точку вызывает его реакцию, и мозг посылает импульс соответствующему органу.
Массаж выполняется очень точечно, при помощи пальцев рук, ладоней, локтей, предплечей, коленей и пяток.
Три стадии тайского массажа:
1) лежа на животе
2) лежа на спине
3) сидя